|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
Уважаемые посетители сайта! Вашему вниманию представляется обзор книги Аллы Беженцевой "Страна Духобория", подготовленный канадским духобором Кузьмой Тарасовым (Koozma J. Tarasoff). Оригинальная версия (на английском языке) долгое время была представлена на сайте. Теперь же, благодаря переводу, выполненному Михаилом Толмачевым (Россия), Вы можете ознакомиться с обзором книги на русском языке, а также, изучить непосредственно текст книги (представлен в формате PDF). "Страна Духобория" Алла Беженцева (обзор) В течение прошлых ста лет только несколько книг о духоборцах было написано и издано в Европе – толстовцами или академиками; и только одна была написана духоборцем – Григорием Веригиным. «Не в силе Бог, а в правде» (Париж: Dreyfus и Charpentier, 1935). Также одна книга была издана духоборцем в США – Семеном Ф. Рыбином («Труд и мирная жизнь: история духоборцев без маски», 1952). В течение этого периода, напротив, канадские духоборцы, академики и писатели издали множество книг и бесчисленных статей об этом маленьком, но уникальном социальном движении. И поэтому особенно приятно видеть книгу российских духоборцев, написанную и изданную в Республике Грузия (республика бывшего Советского Союза). Автор Алла Беженцева (родилась в г. Тбилиси в 1953 г., с духоборскими корнями) – супер современная женщина. Помимо того, что она опытный архитектор, чему обучалась в Москве, она президент Союза русских женщин в Грузии «Ярославна» и вице-президент Международного Культурно-образовательного Союза «Русский клуб». С 2005 года она является главным редактором «Русского клуба», и автором многих статей и книг. Алла – профессиональный тренер по конфликтологии, лидерству, защите прав человека. Также она имеет многочисленные звания и награды, включая Орден Чести. Содержание ее книги включает: 1. Историческое развитие русского религиозного сектантства; 2. Духоборчество – христианско-протестантское учение; 3. Проповедники духоборчества; 4. История духоборческой общины; 5. Канада – вторая Родина, проблемы интеграции; 6. Духоборцы в советские годы. Далее в книге следует полезное приложение со взглядом на прошлые и настоящие традиции (включая местный диалект, одежду, песни и псалмы духоборцев), заключают книгу пожелание пожилой женщины-духоборки из Дманиси, псалом из «Животной книги» духоборцев, библиография и интервью с автором, которая говорит: «Я всегда шла навстречу трудностям». В исследовании происхождения духоборцев, Аллa утверждает, что механизм процессов унификации духоборцев с 1700-х «остается неясным». Автором предложены источники русского образованного общества, масонства, европейского протестантизма и проповеди Г.С. Сковороды (который утверждал, что Христос живет в людях). Ясным для нее является то, что крестьяне восстали против коррумпированной церкви, которая когда-то контролировала до одного миллиона крепостных крестьян и покупала грехи (вспомним индульгенции). Вследствие культурной реакции неграмотные, но не наивные крестьяне отвергли изображения (иконы), многие перестали ходить в церковь и создали общину, в тоже время другие крестьяне в других областях осудили священников и папу римского. Общей основой крестьянского восстания, как пишет Алла, был «поиск равенства, основанного на разуме». Сектантство постепенно развилось в социальное движение, хорошим примером которого явились духоборцы. Поддержание и развитие организованной группы требовали определенных стратегий изоляции и отделения (противопоставления «мы» от «они»), ношение одежды с отличительными знаками отделения, кодированное пение, которое посторонние не могли бы понять. Так первые духоборцы «сделали» инновационные псалмы. И время от времени учение сект подталкивало к экстремизму и фанатизму (как кастрация у скопцов, самосожжение, отрицание изучения и чтения книг вообще и отказ от гражданственности, и рабское поклонение духовным лидерам). Вначале духоборцы сходились в собрание, чтобы узнать мудрость пророков Ветхого завета и Христа, пересказывая слово устно, в псалмах, что позже они и назвали наша «Животная книга». Они не рассматривали никакого понятия Бога, кроме того что Он Владыка над людьми и они должны жить в духе мудрости и любви. Для этих людей, Иисус Христос был просто хорошим человеком. Он был и Богом и человеком одновременно. Используя эту истину как руководство, российские духоборцы утверждали, что если Бог существует в каждом из нас, неправильно убивать другого человека. Так из строгой этики рождалась любовь. Алла указывает, что первое поселение духоборцев в 1700-х годах в России было в Тамбовской губернии. Это привлекло инакомыслящих из Харькова, Саратова, Eкатеринослава, Воронежа, Астрахани, и Пензенской губерний, так же как с Дона, из Сибирь и Финляндии. Они выжили и приспособились, пишет Алла, в значительной степени из-за их тихой, трезвой и хорошей моральной жизни. Перенеся пытки, избиения и преследования духоборцы по приказу Александра I в 1802 году массово были выселены в область Молочных вод в Крыму. Здесь и было обустроено девять деревень, содержащих 4000 человек; центром их было селение Терпение, основанное выходцами Тамбовской губернии во главе с Капустиным. Капустин был высоким и стройным мужчиной, мужественным, хорошим оратором с блестящим умом (он знал Библию наизусть). Его сильно уважали и называли Моисеем, потому что он объединял переселенцев из различных областей империи. В результате он достиг великой власти над ними и начал думать о создании нации духоборцев. ! Однажды он, противореча своим верованиям, объявил: «Я Христос, ваш Бог. Падите ниц передо мной!» Это было, если даже вы скажете «нет-нет». Так история учит нас, что власть часто развращает. Автор Алла Беженцева далее подробно рассказывает нам об изгнании духоборцев из Молочных Вод в три области на Кавказе. Самым известным местом поселения духоборцев было Джавахети, в котором районный центр духоборцы назвали Богдановка. Джавахети расположена на большой караванной торговой дороге, соединяющей Грузию с далекими восточными странами. Здесь многое свидетельствует о многовековой борьбе грузинского народа с иноземными захватчиками. Когда духоборцы переселились туда в 1840-ых годах, они назвали эти земли «Мертвые горы» или «земля Холодненская», где почти нет растительности, растет лишь сосна и черный тополь. Природные условия здесь были самыми неблагоприятными: каменистые равнины со всех сторон были окружены горами, весенние и ранние осенние морозы очень затрудняли земледелие, пшеница на склонах гор вызревала один раз в три года, не хватало воды не только для орошения, но и для питья. Хотя православная церковь и государство видели в духоборцах группу пагубную, Царское правительство было заинтересовано в поселении здесь духоборцев – как оплот безопасности местного населения от набегов турок в те времена. Несмотря на частые и жестокие нападения и грабеж турок, духоборцы выжили и процветали. Фактически они жили богаче, чем крестьяне Центральной России. Это процветание развивалось, стоит подчеркнуть, во время золотого века духоборцев в период правления первого лидера-женщины Лукерьи Калмыковой (1864–1886). По ее инициативе, был построен «Сиротский дом» в Гореловке. Помимо служения в качестве приюта сирот и стариков, он стал административным центром духоборцев. Используя своих превосходных лошадей, духоборцы транспортировали продукты не только на Кавказе, но также и в Россию, Турцию и Индию. У них также были контракты для перевозки почты для правительства, пассажиров и местной мучной промышленности и сельскохозяйственных орудий. Они жили всем миром или по системе коммуны и регулярно перераспределяли землю на коллективном основании, которое помогало всем. Для самообороны временами правительство выдавало оружие им для защиты от нападения татар. Поэтому было не удивительно, что российское правительство убедило Лукерью и ее группу помогать с транспортом в течение русско-турецкой войны в 1877-1878 гг., несмотря на то, что этнические переселенцы – убежденные пацифисты. Правительство наняло приблизительно 4000 фургонов, чтобы поставлять армии продовольствие и оружие по трудным горным дорогам. Автор Алла подчеркнула, что 150 фургонщиков-духоборцев были убиты, регулярно доставляя раненых солдат для оказания медицинской помощи. Но при этом, подряды на доставку продовольствия, фуража и боеприпасов оказались очень выгодными (Сиротский Дом имел полмиллиона рублей в своей кассе). Крупные доходы получали духоборцы также от содержания у себя прифронтовых лазаретов. Они также продлили контракты по доставке почты. Популярная статистика в продолжение процветания во время правления Лукерьи была следующей: в Тифлисской губернии - 7.132 духоборцев, в Елизаветпольской губернии – 2.277, в Карской области – 2.805, были духоборцы в Дагестане, Тверской области, Эриванской губернии. Все, казалось, у духоборцев шло хорошо, пока темные облака внезапно не окутали их коммуну. 15 декабря 1886 года Лукерья Калмыкова умерла. Смерть обнажила кризис в наследовании собственности: борьба за власть вспыхнула между ее братом М. Губановым и ее секретарем П. Веригиным. Государственная власть приняла сторону Губанова и арестовала Веригина за то, что он нарушил мир. Веригин был в итоге сослан на 15 лет сначала в Архангельск на север, а затем далеко в Сибирь. Духоборцы разделились по крайней мере на две фракции: Большая партия под руководством Веригина и Малая партия, возглавляемая Губановым и старшим Зубковым. Борьба за право наследования «Сиротского дома» показала, как далеко духоборцы отошли от своих духовных начал. Это показало неравенство между имущими и неимущими. Также выяснилось, что многие люди не были счастливы тем, что община Лукерьи была вовлечена в транспортировку товаров во время русско-турецкой войны на передовую, забыв заповедь «Не убий!». Путь духоборческих посланников к Петру В. Веригину проходил через Ясную Поляну, и здесь произошла их знаменательная встреча со Львом Толстым. В Ясной Поляне духоборцы нашли самый сердечный прием. Они описали Толстому свою историю, раскрыли свои принципы, и он воспринял это все с одобрением и симпатией. Толстой и толстовцы, такие как: Владимир Чертков, Иван Трегубов, князь Хилков и Павел И. Бирюков, тепло приняли духоборцев и передали им несколько книг и рукопись Л.Н. Толстого «Царство Божие внутри вас», которая пропагандировала ожидание изгнания в изолированную область, где бы духоборцы и толстовцы жили в мире, пишет автор Алла. Находясь в изгнании, Веригин читал и тайно усваивал взгляды Толстого и принял решение выработать стратегию, которая привлекла бы внимание к себе как пророческая кавказских духоборцев. Его идеологическая программа для духоборцев была обобщена следующим образом: 1. Не пить ликер и не есть мясо. 2 Эксплуатация наемного труда и христианство не совместимы. 3. Равенство - цель, и потому неравенство подлежит уничтожению путем равного дележа имущества богатых между бедными по добровольному согласию богатых. 4. Браки и сексуальные союзы прекратить в предчувствии ожидаемого преследования. 5. Военная служба и христианство не совместимы. Автор Алла написала, что эта программа почти полностью совпадает с представлением Льва Толстого о создании Царства Божьего на Земле. Центральным моментом в идеологии было создание инцидента, который привлечет мировое внимание к духоборцам и будет гарантировать помощь Льва Толстого. Этим инцидентом стало сожжение оружия 29 июня 1895 года как массовая акция протеста против войны, в которой участвовали приблизительно 2000 духоборцев из трех областей Грузии, Елизаветополя и Карса. Власти приняли это как восстание и быстро отреагировали, послав казачьи войска, которые напали на безоружных духоборцев на плато Богдановка близ села Орловка. Казаки разорили всю собственность в деревнях, избивали мужчин кнутами, насиловали женщин, после чего разогнали их в горы. Без экономики не было никакого будущего. Из 4000, которые примкнули к декрету Веригина и участвовали в акции сожжения оружия, умерли 1000 духоборцев. Молодые духоборцы, которые отказались от военной службы, были сосланы в Сибирь на 18 лет. Возникла идея переселить духоборцев из России, и чтобы помочь им в этом, появилось движение под руководством Льва Толстого и его последователей. Газеты сообщали о них. О духоборцах писали статьи и книги. Они стали популярными в конце 1800-х. В духоборцах Л.Н. Толстой увидел людей, первыми на практике осуществляющих его идеи. Голос великого писателя земли русской, поднятый в их защиту, был услышан во всем мире. Сам Толстой и Веригин были против выезда духоборцев, но собрание духоборцев решило, что переселяться необходимо, пишет Алла. Как только наиболее преследуемые духоборцы решили уезжать, Толстой пишет огромное количество писем и личных обращений к редакциям газет, богатым людям, квакерам, эмигрантам и другим с призывом дать средства на переселение духоборцев. В одну шведскую газету он обращается даже с открытым письмом, в котором предлагает присудить духоборцам Нобелевскую премию. В конце концов, с помощью многих была собрана достаточная сумма, удалось зафрахтовать четыре парохода, погрузившись на которые, 7500 духоборцев в 1899 году переехали в Канаду. В Канаде, пишет Алла Бежанова, начался процесс ассимиляции. Правительство не желало видеть, чтобы коммунальная община выжила. Вместо этого оно подталкивало к полному частному предприятию в капиталистической стране. Конфликт назревал и действительно разразился с потерей земли в Саскачеване в 1907 году и переездом Петра В. Веригина с двумя третьими канадских духоборцев в Британскую Колумбию. С появлением толстовцев и под нажимом анархических идей на группу отдельных людей их действия стали выражаться в протесте «нагих», неуплате налогов, неучастии в переписи. В то же время некоторые фанатики сильно дискредитировали духоборцев, сжигая и бомбя свои собственные и общественные здания в Канаде. Другие же надеялись на принятие гражданства и приобретение земли, они получили Независимость, которая привела к тому, что они последовали своим инстинктам и разорвали связь с лидером, но не со своими традиционными ценностями. На этой более незнакомой почве Алла допускает некоторые ошибки. Во-первых, она не в состоянии сделать различие между духоборцами и фанатиками – задача, над которой многие другие авторы споткнулись прежде, до нее. Фактическое число акров земли, купленной у Британской Колумбии с 1908 по 1916 годы было 19,000, а не 67 000. Мария Стреляева, которая была убита на поезде с Петром В. Веригиным в 1924 году, была не женой Веригина, а его подругой. Не было никаких деревень в Альберте под названием Архангельское и Новое. Также автор ошибается в понимании того, что канадские духоборцы проживали не только в Британской Колумбии, но и приблизительно 15000 духоборцев проживает сегодня в Саскачевани, в области, где обосновались первые духоборцы. Я подозреваю, что проблема автора в том, что она не была знакома с полной историей канадских духоборцев и практически не использовала никаких ссылок, чтобы подкрепить свои данные, но полагалась на воспоминания из неуказанных источников. Более знакома автору глава о духоборцах в советские годы. Здесь она приводит правильные детали и дает анализ трудностей, с которыми столкнулись духоборцы на Кавказе, кто оставался в России с 1899 года, после переселения трети из них в Канаду. Алла рисует картину, говоря, что ведущие семьи Калмыковых, Воробьевых и Веригиных прекратили выступать против правительства в годы революций 1905 – 1907 годов. Процветание начинается с разведения лошадей, овец и сыроделия (например, кавказский сыр продавался в Москве и Санкт-Петербурге). Приживаясь с новой властью, большинство инакомыслящих духоборцев скоро потеряли дух творческого потенциала и протеста и остались духоборцами только по названию и одежде. Они спокойно отнеслись к военной службе, и многие уступили призыву, основываясь на защите своей собственности. Поразительный пример того, как большинство духоборцев забыли доктрину об отказе от насилия, произошел в 1919 году, когда Турция оккупировала часть Кавказа и угрожала разрушить Богдановку (Джавахети). Только благодаря Красной Армии турки были выдворены, и духоборцы были спасены от катастрофы. Автор указывает, что российские духоборцы приняли Октябрьскую Революцию весьма благоприятно, потому что они получили свободу от правительства и церковной репрессии. Тем не менее, духоборцы Гореловки выступили против попытки организовать первые комсомольскую и пионерскую организации вместе с женскими группами и школой, оппозиция пошла против советских правительственных целей и тем самым привела к проблемам. Программа коллективизации привела к потере земли и домашнего скота, и духоборцы были вынуждены служить в армии. Молодые люди пошли в Красную армию, следуя соглашению духоборцев, принятому в 1928 г., которые решили-таки принять военную службу. (Те, кто отказался от правительственного призыва, находились под угрозой изгнания). Община также решила поддержать строительство общеобразовательной школы в Гореловке. «Сиротский дом» в среде духоборцев использовался для хранения зерна в первом колхозе (коллективное хозяйство), в то же время он оставался под их контролем. Вообще коммунальный опыт духоборцев адаптировал их к коллективизации. К 1937 году во всех духоборческих селах были колхозы. В Богдановке находилась районная больница. В Гореловке были поликлиника и больница. И в каждом селе были фельдшеры (помощники докторов) и медицинские участки. Но официально население духоборцев снизилось с 5 485 человек в 1928 году до 3 103 в 1937 г. Восьмилетние и средние школы были открыты в центрах духоборцев, также как и библиотеки. Грамотность привела к тому, что появилась интеллигенция – доктора, учителя, агрономы, адвокаты и другие профессии. С государственным образованием стали развиваться государственные учреждения. Во Второй мировой войне несколько духоборцев получили медали за оборону своей Родины. Две женщины-солдатки даже дошли до Берлина. Репрессии в конце 1800-х и в начале 1900-ых и в 1930-е годы подорвали единство духоборцев и ослабили общину. И самые открытые, искренние люди обычно заключались в тюрьму, как пишет автор. Все же, несмотря на все эти трудности, годы преследования, репрессии и изгнания были не в состоянии убить веру духоборцев в добро, справедливость, честных и порядочных людей. Это спасло их в тяжелое время. Духоборцы в России и на Кавказе сегодня стоят лицом перед вызывающим будущем, согласно A. Беженцевой. Эмиграция духоборцев с Кавказа в Россию привела к новым поселениям в Чернском районе к югу от Тулы (1989), в селе Мирном в Брянской области (1997), появлению нового поселения в Тамбовской области (начавшегося в 2007 г.), а также расселению духоборцев по всей России. Русские духоборцы провели всеобщее собрание, съезды в 1991, 1992 и 2005 годах и учредили новую организацию под названием Объединение духоборцев России. Проблема состоит в том, что молодежь духоборцев забыли свою историю, фактически прекратили посещать собрания, и многие служат в армии. Чтобы противодействовать этой культурной потере, были осуществлены некоторые меры: в 1993 г. русские духоборцы выпустили двойной виниловый диск с традиционным пением псалмов духоборцев (мудрость богатого фольклора духоборцев); были организованы воскресные школы в селе Архангельском Чернского района; молодежь в Ростове-на-Дону (поселение большинства духоборцев с 1920-ых годов находится в Целинском районе Ростовской области) начала изучать пение псалмов и гимнов в местном музее. Но в бывшей традиционной области Кавказа (где духоборцы в 2001 г. праздновали свою 160-ую годовщину в Грузии) с ее священными землями остаются только несколько сотен духоборцев. В последнее время духоборцы не видят смысла оставаться в Грузии, поскольку им кажется, что они всеми забыты и никому не нужны. И все же, несмотря на эту мрачную картину, автор Алла Беженцева завершает книгу на мажорной ноте, поскольку она наблюдает присутствие аистов всюду в Гореловке как признак нового рождения. Говорит ли автор о Кавказе, России, или о Северной Америке, она отмечает главное, что духоборцы внесли вклад в общество с их высокими ценностями: убеждение создать мирное общество («Не убий!») и их традиция заботы о других; стабильность их семей; их процветание в стране (они – неутомимые труженики); духоборцы имеют богатый фольклор (особенность их пения) и неотразимый вкус в приготовлении традиционных блюд. Они вообще гордятся тем, что являются духоборцами. Наконец, выживание небольшой группы (приблизительно 100 000) в этом мире сегодня дорогого стоит, как пишет Алла Беженцева. «Страна Духобория» является очень хорошим произведением! Аллу Беженцеву как автора и Российский Клуб как издателя можно поздравить с тем, что они создали это новое литературное произведение в России. Вы придали новое понимание этому «драгоценному камню», который называется духоборцы. Спасибо, Алла! - скачать (читать) книгу Аллы Беженцевой "СТРАНА ДУХОБОРИЯ" (на русском языке) - |
|||||||||
|
|||||||||
© Духоборческая община, г. Ростов-на-Дону, Россия, 2006 г. |
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||