Несколько веков назад в России возникло христианско-протестантское, иконоборческое движение. Одно из этих прогрессивных и религиозных направлений - духоборцы. Они всегда противостояли властям и церкви. Духоборцы - духовные борцы, "борцы за дух", а не против Святого Духа: борцы не оружием, а силой духа, "духовным мечом..., духовной силой добра и созидания, всем разумением и всею душою". Духоборцы не признавали духовенство, церковь, иконы и церковные обряды: веровали в то, что Бог в самом человеке, в душе каждого и проявляется в любви к другому человеку, ко всем людям. Духоборцы отрицали государственную власть, армию, полицию, протестовали против насилия над человеком, против убийства и войн, отказывались от солдатской службы, от подчинения законам, признавали равенство и братство всех людей. "... Мы стараемся не разрушать жизнь, в чем бы она ни была, в особенности человека... Человек - дивное Творение Божье... Человек есть храм Бога живого и разрушать его незаконно... Бог есть Любовь..." В XVIII веке духоборчество особенно широко распространилось среди крестьян центральных, южных губерний России и донских казаков. Многих из них за "смущение народа ссылали в Сибирь на поселение, в Закавказье (в середине ХIХ в.), на каторгу, в тюрьмы, в дисцилинарные батальоны за отказ от оружия и сожжение его в 1895г. В 1899 г. часть гонимых духоборцев (более восьми тысяч) была вынуждена эмигрировать в Канаду, в "чужедальнюю сторону", где их потомки и живут благополучно уже ровно 100 лет. В 30-е годы уже в СССР неожиданно и преступно последовали новые репрессии, ссылки, "раскулачивание" великих тружеников. Только недавно, наконец, реабилитированы безвинно пострадавшие и погибшие многочисленные жертвы, без преувеличения - достойные и лучшие из лучших духоборцев. Даже в тюрьмах они были передовыми работниками, предельно добросовестными и благородными. Основой жизни духоборцев всегда были принципы интернационализма и коммунизма в истинном его смысле. Эта "величайшая коммунистическая организация" всегда отличалась в идеале высоким человеческим достоинством, братолюбием, трудолюбием и неутомимой борьбой за мир. Несправедливо, горько и обидно, что ярчайшие страницы истории достойных представителей русской нации - духоборцев, известны и интересны пока только немногим специалистам и энтузиастам. Поэтому очень необходима и своевременна любая информация, достоверно отражающая драматическую историю, богатейшие традиции и творчество духоборцев, их невероятно трудную, светлую жизнь, постоянную борьбу и гонения за высокие нравственные идеалы, яркое прошлое, смутное настоящее и неведомое будущее. В 1987 г. в Канаде поставили памятник Л.Н. Толстому в знак вечной благодарности духоборцев за поддержку, помощь (и материальную тоже) в трудные годы и при переселении, о чем писали наши центральные газеты. И это были чуть ли не первые публикации о духоборцах в нашей прессе, удивившие читателей о существовании этих людей вообще. Но у многих сложилось впечатление, что только в Канаде и живут духоборцы. Обстоятельно, захватывающе интересно, серьезно, доброжелательно и объективно представлена история духоборцев в серии очерков Ларисы Немира "От чего сталась плакун-трава?'' ("Наука и религия", 1988. N2,4,5). К сожалению, многие читатели снова оказались в заблуждении, что все духоборцы переселились в Канаду, а это далеко не так! Практически первый материал о духоборцах, проживающих в СССР, рискнуло дать центральное телевидение. В солидной и популярной передаче "До и после полуночи" в августе 1988г. были показаны фрагменты документального интересного фильма, снятого в селе Горелое и других духоборских селах Богдановского района Грузии. Затем последовали единичные публикации в печати, давшие возможность многочисленным читателям наконец-то с удивлением узнать, что духоборцы живут и в нашей стране - в Закавказье (с 1841г.), в Ростовской области (с 1922г.), Краснодарском, Ставропольском краях, других местах России и на Украине. Среди духоборцев было много самоотверженных христианских мучеников и все они в свое время и по-своему стремились жизнью и делами доказать людям правильность веры, по которой люди должны жить, чтобы все были равными, свободными и счастливыми... "Нужно только, чтобы люди творили добро и любили друг друга... убеждать словами и делом в духе добра и любви". "Если желаешь быть духоборцем только всего и надо: сохрани свое сердце от зла. Где бы человек не был, в церкви или за плугом, условие одинаково" (Петр Васильевич Веригин в письме к Л.Н. Толстому). ... Тайный голос Бога есть внутри каждого человека... Этот голос вечно живой и вечно доступный. Этим голосом и нужно руководствоваться, а не мертвыми книгами. Правила веры совершенно неграмотные духоборцы передавали устно "по памяти" из род в род, читали и пели. Это и была та "живая книга", то есть "Животная книга", которую духоборцы ставили, ставят до сих пор и ценят как высшее руководство. (Невероятно поразителен объем их словестной и музыкальной памяти!) В.Д. Бонч-Бруевич (1873 - 1955 г.г.) - историк, этнограф, - сопровождал духоборцев в Ка-наду, жил там среди них, собрал и записал их богатейшую народную мудрость, издал в 1901 г. бесценную "Животную книгу" ("Книгу жизни духоборцев") и переиздал ее в 1909 г. В книге освещены основы их мировоззрения, веры, традиций, включено около 400 псалмов и стихов. Самое ценное, неповторимое в духовном, творческом наследии духоборцев - псалмы, их чтение и особенно пение. "Псалмы молят о грядущем, воздают хвалу в настоящем, каются в минувшем, о благих делах радуются... Пени псалмов - душам нашим украшение... человеку на укреплении ума есть ... прибавляет веры, надежды, любви ... Яко Солнцем освещает, так водой очищает ... душу величит.. человека просвещает, всякое зло убивает... старца утешение, а юношам украшение, ума совершение..." Длительное и близкое общение с духоборцами дало возможность другу Л.Н. Толстого Леопольду Антоновичу Сулержицкому (1872-1916) по материалам дневника написать захватывающе интересную повесть "В Америку с духоборами" (изд. "Посредник". М.,1905 г.; и книга Л.Д. Сулержицкого "Повести и рассказы", М., Искусство. 1970. С.168-257). Живо и ярко предстают перед читателями эти необыкновенные свободолюбивые люди. Духоборцы всегда отличались высокой нравственной, а многие и физической силой и красотой, непоколебимой верой в добро, скромностью, сдержанностью, достоинством и благородством. Эти люди очень доброжелательны, трудолюбивы, мудры и разумны, гостеприимны и хлебосольны, чистоплотны, учтивы, великодушны, милосердны, справедливы, благочестивы в мыслях и делах, "сердцем кротки и взором умильны", со светлым и приветливым выражением глаз. Не зря говорят сами духоборцы, что "наши люди выделяются в народе как пшеница среди овса". После первой встречи в 1895 г. с духоборцами Л.Н. Толстой, П.И. Бирюкова и всех их друзей "поразил скромный, достойный вид этих людей, представлявший не то, что местную, но как будто расовую или, по-крайней мере, национальную особенность - никому из нас раньше, ни после не приходилось встречать подобных людей вне духоборческой среды". - писал П.И. Бирюков (1886-1931). ("Наука и религия". N2, 1988, С.14). К величайшему сожалению, многие обычаи, обряды, творчество и традиции духоборцев растеряны и забыты. Но все же при заинтересованном, глубоком и серьезном подходе к этому удивительному и драгоценному явлению русской национальной культуры можно и нужно многое найти и сейчас. Необходимо (особенно молодому поколению) ответственное и бережное отношение к своему происхождению, к такому вечному, бесценному дару и источнику вдохновения, как народные традиции, свои неповторимые яркие и меткие наречия и диалекты каждого села, резные изделия из дерева, кожи, предметы быта, красивая самотканная, вышитая одежда и т.д. По рукоделию, умению, художеству, кухне духоборцы (и мужчины, и женщины) - непревзойденные мастера, абсолютно все для себя делавшие с большой любовью. Мало говорить о любви к своим корням, предкам, родной земле, надо эту любовь подкреплять и убеждать делом. Похвально искра инициативы педагогов и учеников Хлебодарненской средней школы Целинского района Ростовской области, собравших по селам старинную одежду, предметы быта, орудия быта, другие экспонаты и устроивших в школе "уголок истории". Теперь это все передано в музей с. Петровка Целинского р-на, открытый благодаря невероятным усилиям инициативной группы в 1990 г. и действующий поныне. Отрадно, что есть теперь музей и у нас, а не только в Канаде и Закавказье. Очень ценна поддержка в последние 10 лет руководства Целинского района, Хлеборобного округа и ТОО им. Ленина в том, что делается по сохранению, пропаганде традиций и творчества духоборцев. С 1990 г. пополнились фонды Ростовского областного музея краеведения и музея этнографии С-Петербурга бесценными экспонатами из наших сел, благодаря огромной творческой работе зав. отделом истории Донского края Т.Н.Абрамовой и ст. научного сотрудника музея этнографии Н.Н.Сосниной. В последние годы в Целинском районе, в Ростовском областном музее краеведения, Донской публичной библиотеке довольно часто проводятся дни культуры и творчества духоборцев, тематические встречи и торжества с непременным участием подлинных исполнителей и хранителей богатейшей, уникальной песенной традиции. Лучшие наши певцы ("певчие") старшего поколения успешно участвовали в "Шолоховской весне" в ст. Вешенской в мае 1989 г. и привлекли всеобщее внимание не только своеобразным, трогательным пением, но и неповторимой по красоте, нежности и сочетанию цветов старинной женской одеждой, бережно сохранившейся в бабушкиных сундуках - плисовыми и голосеевыми корсетами, домотканными суконными юбками и занавесками, расшитыми гарусом, вышитыми шелком "махрёными" платками. В течение многих лет истинным украшением репертуара фольклорного ансамбля Ростовской консерватории (рук. - канд. иск., доцент кафедры истории музыки Т.С. Рудичснко) были песенные шедевры, записанные в духоборческих селах. Автор доклада также собрал около 500 старинных песен. Интересны видеосъемки А.П. Максака (п. Целина), телепередачи С. Слепцова, П. Мезинова, радиозаписи Н. Кливчишиной, А. Верзилина, Н. Мельниковой, Н. Мещеряковой и др., показывающие родники разнообразного творчества духоборцев. Хочется верить и надеяться, что не исчезнут наши богатейшие народные традиции и таланты. Уместна здесь мысль В. Конкина ("Родная сторона" - духоборская поэзия Егора Власова, 1994), руководителя проблемно-научного общества духовной культуры этнических россиян: "У нас есть свои писатели, поэты, ученые, художники, не говоря уже о том. что многие музыкально-одаренные духоборцы не только не уступят профессионалам, но, более того, намного превзойдут их по колориту и задушевности наших песен". И это действительно так. Только несколько "новых имен" - Лариса Лаухина, Ирина Недвига, Полина, Александр и Марина Каревы, Василий Медведев и др., не говоря уже о многочисленных всем известных народных талантах в каждом селе. Это подтверждают музыковеды, фольклористы, этнографы, историки. Благо, что есть пластинка, подготовленная фольклорной комиссией Союза композиторов РФ и обществом по возрождению культурных традиций духоборцев в 1991г. На протяжении многих десятилетий своим доблестным, самоотверженным трудом буквально до кровавого пота, активной жизненной позицией, твердой верой и несгибаемой волей, борьбой против войн и насилия, духоборцы, когда и где бы ни жили - в Таврии, Закавказье, Канаде, Ростовской, а теперь и Тульской областях, Краснодарском, Ставропольском краях и других местах России, Украины, Канады и пр. – доказали и доказывают преданность своим простым и высоким идеям – Труд и Мирная жизнь. |