Духоборческая община

переход на первую (домашнюю) страницу жизнь общины: обзор событий, новости, объявления, фотографии "Животная книга" духоборцев: собрание псалмов, стишков три пласта песенной культуры: псалмы, духовные стихи, песни; музыкальная коллекция в формате mp3 обзор журнала Союза Духовных Общин Христа (Канада) "ИСКРА" написать письмо - e-mail информационные ссылки, список использованных источников информации

Духоборы - последователи христианско-протестантского учения, возникшего в середине XVIII века и быстро распространившегося среди крестьян южновеликорусских губерний и донского казачества.

Название "духоборцы" придумано им православной церковью. В том значении, что "духоборцы" борются со Св. Духом, отрицая иконы и другие церковные правила и предписания. Поскольку они выступали противниками всякой религиозной обрядности, то и объявили себя поборниками духа. В их псалме сказано: "Потому и духоборец, что духом Богу служим… духа забрали, от духа берем и духом бодрствуем". Еще в 1785 году архиепископ Амвросий, исчерпав все аргументы в споре с упорными еретиками, гневно бросил им в лицо: "Духоборцы", а они вложили в это слово свой смысл и с гордостью понесли его как звание, никогда, даже в самые тяжелые годы гонений, не отрекаясь от него.

История духоборчества - это история горьких лишений, скитаний и высоких взлетов человеческого духа. В начале XIX века по указу Александра I духоборцы были поселены в Таврической губернии, а в 1841 - 1845 годах во избежание распространения этого учения они были переселены в отдаленный район Кавказа на земли Джавахетии, за суровый климат прозванный ими "второй Сибирью".  Но и здесь трудолюбивые и стойкие духом люди, занимаясь скотоводством и земледелием, создали богатые села.

Духоборы высоко чтят и хорошо помнят историю своего народа, прожившего полтора столетия в изгнании, вдали от Родины. Второй их родиной стал высокогорный район Грузии Джавахетия, где неподалёку друг от друга основались сёла русских духоборов: Богдановка, Гореловка, Тамбовка, Орловка, Ефремовка, Спасовка и др. Близкое соседство с грузинскими и армянскими сёлами и оказали некоторое влияние, и прежде всего на хозяйственную деятельность духоборов, но в целом им удалось сохранить этническую, религиозную и культурную целостность.

В 1880 - 1890-е годы Духоборию потрясли социальные катаклизмы: в 1886 году она раскололась на две половины - "малую", которую составили жители села Гореловка, и противостоявшую ей "большую" половину, ставшую на путь социально-религиозных исканий и объединившую жителей всех остальных сел. В 1898 - 1899 годах после репрессий, обрушившихся на "большую" половину, за отказ от службы в армии, наиболее радикальная ее часть выехала в Канаду.

Проживая в Таврии, а затем на Кавказе, на основе русских традиций духоборцы создали своеобразную культуру, отразившую их миропонимание, и смогли донести ее до наших дней. До сих пор они сохраняют чувство общинности, почитание "мира": вместе катают лапшу на похороны и свадьбы, вместе провожают новобранцев в армию, вместе празднуют праздники. Как и в старину, украшают свои дома полотенцами утирками с красивым тканым узором на концах, и старики носят традиционную духоборческую одежду. В селе Гореловка бережно сохраняется Сиротский дом, служивший религиозным и административным центром, резиденцией духоборческих вождей и одновременно приютом для сирот и одиноких стариков.

Старые духоборцы в наставление молодым говорили: "Будет время, соберетесь вы на своей земле! Здесь наши рукава, а шуба там!" И вот настало это время. В 1989 г. многие жители духоборческий селений переехали из Грузии и поселились на Тульской земле, в Ростовской области и других краях и областях России.

Публикации на тему исторического развития духоборчества

(печатаются с разрешения автора - В.В. Кучина)

 

"Свет Духоборцев"

(опубликовано в сборнике материалов Южно-Российской научно-практической конференции "Культура - истинная духовная ценность", г. Ростов-на-Дону, 13-15 апреля 1999 г.)

 

"По белу свету..."

(опубликовано в краеведческом библиотечно-библиографическом журнале "Донской Временник", г. Ростов-на-Дону, 2000 г.)

© Духоборческая община, г. Ростов-на-Дону, Россия

 

Используются технологии uCoz